Оценка проектов

Проведение полноценной оценки любого события, проекта или даже процесса достаточно сложный процесс, требующий учета множества факторов, а идеи малого бизнеса, в которую собираетесь инвестировать не только собственные деньги, но собственное время и здоровье на порядок сложнее. Вместе с тем как бы не хотелось или не было времени провести ее просто необходимо, ведь именно на этом этапе можно спрогнозировать целый ряд нюансов и вопросов, которые встанут на пути реализации выбранной идеи. А как говорится «предупрежден, значит вооружен» и как следствие у начинающего предпринимателя будет время подготовиться или решить хочет он этим заниматься или все-таки лучше подобрать себе другой вариант. С другой стороны проведя анализ ряда идей можно выбрать себе ту которая ближе или реальные в реализации.

 Как оценить малый бизнес и взвесить все за и против

Основным инструментом оценки идеи или проекта является бизнес-план, собственно именно в этом документе предприниматель находит ответы на большинство вопрос, на подобии:

Сколько будет стоить?

Какое оборудование необходимо?

Какой первоначальный капитал необходимо иметь?

Сколько и каких работников искать?

И так далее …

Вместе с тем для полноценного анализа и получения наглядного результат стоит пойти немного дальше и на основе разработанной концепции и бизнес плана сделать небольшую «вытяжку» основных параметров, что позволит полноценно оценить выбранную идею в сравнении с другими стартапами. Собственно эта самая «вытяжка» и может служить полноценным оценочным документом, ведь, что такое оценка? Это по большому счету проведения аналогий между двумя сходными объектами и сравнения однотипных параметров. Возможно прозвучит это, немного не по научному, но я и не претендую на академически точные формулировки.

На страницах своего ресурса я описываю не только саму идея для малого бизнеса, собственно это только одна из составляющих и даже можно сказать, что не самая главная, а провожу ее анализ с точки зрения экономических параметров, общей описательной части, технологического оборудования и общей стоимости стартового капитала. Следующим логичным шагом при таком анализе выбранного направления будет проведения оценки бизнеса, причем не только в части эффективности, но и рисков.

Для проведения оценки бизнес рисков и эффективности я выбрал ряд ключевых (с моей точки зрения) параметров, каждый из которых постарался разбить на отдельные составляющие с определением максимального и минимального значения, при этом в качестве максимального использовано наиболее благоприятное значения. Подчеркиваю именно для малого бизнеса, который организовывается с нуля, для более «зрелых» предпринимателей, возможно отдельные параметры стоит изменить, но я пока остановлюсь на таких показателях. В будущем вполне возможно они будут корректироваться в зависимости от пожеланий моих читателей или под действиями реалий нашей жизни. Так что пишите, с радостью учту Ваши замечания.

Критерии оценки идеи малого бизнеса.

Требование к помещению
Площадь до 10 квадратов (не зависимо от места)

10

Площадь 10 — 100 квадратов (не зависимо от места)

9

Площадь 100 и выше квадратов (не зависимо от места)

8

Площадь до 10 квадратов (в спальных районах)

7

Площадь 10 — 100 квадратов (в спальных районах)

6

Площадь 100 и выше квадратов (в спальных районах)

5

Площадь до 10 квадратов (на транспортных развязках или центре)

4

Площадь 10 — 100 квадратов (на транспортных развязках или центре)

3

Площадь 100 и выше квадратов (на транспортных развязках или центре)

2

VIP размещение без учета площади

1

Основным критериев одновременно два, первое это конечно площадь, чем меньше, тем естественно меньше проблем (читай стартового капитала) для начинающего предпринимателя и второй прямо связанный с первым, место расположение. Если честно, то достаточно спорно, что более важно размер или место, вопрос на подобии, что первое «курица или яйцо». Не секрет в более «проходных» местах цены аренды отличаются на несколько порядков от средних по рынку. Именно исходя из этого фактора, при оценке бизнес идеи, необходимо четко представлять, насколько важен для начинающего проекта фактор «проходящих» покупателей.

Требование к наемному персоналу
Не требуются + нет требований к квалификации владельца

10

1 работник (без квалификации) + нет требований к квалификации владельца

9

от 2 — до 5 человек (без квалификации) + нет требований к квалификации владельца

8

Не требуются + владелец должен иметь квалификацию

7

от 5 — до 15 человек (без квалификации) + нет требований к квалификации владельца

6

1 работник (квалифицированный) + нет требований к квалификации владельца

5

от 15 и больше человек (без квалификации) + нет требований к квалификации владельца

4

1 работник (квалифицированный) + владелец должен иметь квалификацию

3

от 2 — до 5 человек (квалифицированный) + владелец должен иметь квалификацию

2

от 5 и выше  (квалифицированный) + владелец должен иметь квалификацию

1

Не смотря на бытующие мнение, что наемный персонал дело «наживное», практика показывает обратное, де-факто в большинстве случаев хороший работник способен генерировать намного больше прибавленной стоимости и как следствие больше прибыли. Это правило работает в любой категории проектов и поэтому работа и подбор кадрового потенциала это достаточно ответственная и кропотливая работа, как следствие меньше работников меньше проблем и наоборот. Данный подход нашел прямое отображение в моей оценке бизнес проектов.

Требования к стартовым вложениям (капиталу)
0 — 10 000 рублей

10

10000 — 20000 рублей

9

20 000 — 40 000 рублей

8

40 000 — 80 000 рублей

7

80 000- 120 000 рублей

6

120 000 — 200 000 рублей

5

200 000 — 300 000 рублей

4

300 000 — 500 000 рублей

3

500 000 — 1 000 000 рублей

2

1 000 000 и выше рублей

1

Так как речь идет о процессе оценке бизнеса из категории малого то одним из немаловажных факторов является исследование стартового капитала, чем меньше стартового капитала, тем проект привлекательней для реализации.

Конкуренция
На 10 000 потенциальных покупателей 1 конкурент (при условии, что продукт известный)

10

На 10 000 потенциальных покупателей 2 конкурента (при условии, что продукт известный)

9

На 10 000 потенциальных покупателей 3 конкурента (при условии, что продукт известный)

8

На 10 000 потенциальных покупателей 4 конкурента (при условии, что продукт известный)

7

На 10 000 потенциальных покупателей 5 конкурентов (при условии, что продукт известный)

6

На 10 000 потенциальных покупателей 1 конкурент (при условии, что продукт новый)

5

На 10 000 потенциальных покупателей более 5 конкурентов (при условии, что продукт известный)

4

На 10 000 потенциальных покупателей 2 и более конкурентов (при условии, что продукт новый)

3

Продвижение совершенно нового продукта

2

Продвижение совершенно нового продукта и наличие в регионе конкурентов

1

Не смотря на большую проблематичность проведения оценки бизнес проекта с точки зрения конкуренции, отсутствие информации, аналитики и так далее, делать ее все-таки нужно. И собственно с моей точки зрения даже не так для того чтобы реально увидеть конкуренцию (это будет проблематично), а оценить и спрогнозировать первые шаги с точки зрения продвижения своей торговой точки или производства. Речь идет о маркетинговых шагах способных привлечь внимание потенциальных потребителей именно к Вашему начинанию. С другой стороны стоит помнить, что полное отсутствие конкуренции не является большим преимуществом, ведь в таком случае речь идет об абсолютно новом продукте и как следствие его продвижение ляжет полностью на Ваши плечи.

Время окупаемости первоначальных вложений
До 1 месяца

10

До 2 месяца

9

До 3 месяцев

8

От 3 до 6 месяцев

7

От 6 до 9 месяцев

6

От 9 месяцев до 1 года

5

От 1 до 2 лет

4

От 2 до 3 лет

3

От 3 лет до 5 лет

2

свыше 5 лет

1

Прогнозирования периода окупаемости дело достаточно неблагодарное, ведь если просто следовать расчетам, приведенным на сайтах продающих оборудования или даже товары, сроки окупаемости просто бешенные, а вот практика показывает другое. Стоит отметить, что по большому счету производители и продавцы товаров не обманывают, а просто не говорят всей правды, ведь при таких расчетах они используют максимальную загрузку или же максимальные продажи, на практике, достичь которых не реально. Именно поэтому стоит делать это самостоятельно исходя из минимальных продаж или загрузок, данный подход при изучении рисков позволит точно рассчитать какой запас «прочности» необходим для стартапа.

Возможности по расширению объемов бизнеса
Увеличение объемов производства за счет незначительной модернизации имеющегося оборудования (рост в 2 и более раза)

10

Увеличение объемов производства за счет увеличения времени работы (рост в 2 и более раза)

9

Увеличение объемов производства за счет доустановки нового оборудования на имеющихся площадях (рост в 2 и более раза)

8

Открытие новой точки, с возможностью использовать уже имеющуюся ресурсную базу (поставщиков, клиентов) — рост в 2 и более раза

5

Открытие новой точки, с возможностью использовать уже имеющуюся ресурсную базу (поставщиков) — рост в 2 и более раза

4

Открытие новой точки, с использованием уже разработанной бизнес схемы, но без ресурсной базы   — рост в 2 и более раза

3

Открытие новой точки с полного нуля   — рост в 2 и более раза

1

       Риски в малом бизнес – критерии оценки

На самом деле большинство начинающих предпринимателей совершают одну из двух наиболее распространенных ошибок:

  • — или покупают оборудование с «большим запасом», собственно переплачивая при его покупке, что автоматом вгоняет бизнес в «минус» и значительно увеличивает срок окупаемости проекта;
  • — или покупают минимальный комплект оборудование и в последующем «теряют» деньги за счет необходимости покупки полностью нового комплекта для расширения объемов производства.

На самом деле при первоначальном планировании проекта необходимо учесть и возможности расширения и соотнести стоимость расходов на обновления или же приобретения дополнительного комплекта с реальной разницей при первоначальной покупке.

Требования к инфраструктуре
Потребности — вода, канализация и электричество 220 (на уровне бытовых пользователей)

10

Потребности — вода, канализация и электричество 380 (на уровне бытовых пользователей)

9

Потребности — вода, канализация и электричество 380 (или 220), интернет (на уровне бытовых пользователей)

8

Потребности — вода, канализация и электричество 380 (или 220), интернет, газ или другие виды топлива (на уровне бытовых пользователей)

7

Потребности — стандартный набор, плюс наличие мощной системы вентиляции

6

Потребности — стандартный набор и необходимость подключения большей мощности энергопотребления

5

Необходимость налаживать собственную очистку стоков или других выбросов (плюс стандартный набор)

4

Необходимость в оборудовании территории хранения отходов производства

3

Необходимость наладки отдельных технологических процессов переработки отходов основного бизнеса

2

Наличие «вредных» циклов в технологической карте производства

1

Проведения самой оценки с точки зрения инфраструктуры с одной стороны не самый принципиальный вопрос для большинства бизнес идей, вместе с тем в отдельных случаях просто необходим. Остается собственно один вопрос, как определить нужно или нет?

Ответ один при любой модели данный критерий нужно прогнозировать, зачастую данная потребность может «выскочить» потом после старта всего проекта и стать большой проблемой для всего стартапа. Как самый простой пример, бизнес на выращивании свиней, вроде бы какие вопросы по инфраструктуре? А на самом деле утилизация свиного помета дело даже очень сложное и требует наличие, как специальных отстойников, так и может вызвать массу вопросов со стороны контролирующих органов. Да и при хранении свиного навоза выделяется огромное количество метана, тем более проблема имеет лавинообразный характер, чем больше свиней, тем больше метана тем больше проблем от окружающих соседей. Как вывод данный фактор нужно учесть как минимум при выборе места под такой старт. Таких примеров можно привести много и при оценке рисков бизнес проекта это фактор просто необходимо учитывать, хотя и повторюсь, на начальной стадии он может быть не явным.

Уровень вовлечения предпринимателя в бизнес процесс
Не требуется участие в основных процессах и есть возможность автоматизации системы контроля

10

Не требуется участие в основных процессах, но требуется общий контроль

9

Не требуется участие в основных процессах, но требуется контроль за технологической частью

8

Непосредственное участие владельца в процессах

5

Полная занятость владельца, с делегированием части работы

4

Полная занятость владельца и непосредственное участие во всех бизнес процессах

1

Думаю комментировать излишне, просто приведу одно из определений, что такое бизнес.

Бизнес это способность организовать работу группы людей с целью получения прибавленной стоимости достаточной для содержания наемного персонала, оборудования и получения прибыли для владельца.   

Данная методика в большей степени ориентирована на проектов в нише малого предпринимательства. В последующем буду ее дорабатывать с учетом Ваших предположений и пожелания, пишите с радостью отвечу на все вопросы.

 Подписаться на рассылку

Введите свой email и подпишись на RSS

Наших любимых подписчиков уже

Подписчиков

Если у Вас возникают вопросы, заходите в группу и задавайте, Консультация совершенно бесплатно :)
Свежие записи
Подписаться на рассылку

Введите свой email и подпишись на RSS

Рейтинг@Mail.ru

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.

© 2013-2015 «Бизнес Кейс», материалы сайта охраняются законом об авторском праве. При использовании материалов сайта pilotbiz.ru прямая, активная, видимая поисковикам ссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Бизнес кейс © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх